Развитие институтов гражданского общества через создание фондов школ
В 2019-2020 учебном году на территории ЛНР функционировало 352 общеобразовательных учреждения. Из них 331 общеобразовательная организация была подведомственная управлениям/отделам администраций городов и/или районов Луганской Народной Республики. 21 образовательная организация (учреждение) интернатного типа подведомственны Министерству образования и науки Луганской Народной Республики.
Общий контингент обучающихся ЛНР составлял 91673 человека.
До событий 2014 года на территории Луганской области проживало около 2,3 млн. жителей. После государственного переворота на территории ЛНР проживало до 1,4 млн. человек. С возвратом контроля над северными районами бывшей Луганской области состав ЛНР увеличился примерно на 500 000 жителей, и добавилось 15 административно-территориальных единиц. Показатели по общеобразовательным учреждениям прогнозируемо вырастут на 25-30 %.
Школы и до событий гражданской войны испытывали множество различных проблем в связи с недофинансированием текущих потребностей, а военные действия принесли еще и множественные разрушения.
Проблемы можно классифицировать на несколько групп. Некоторые наиболее типичные из них:
бытовые – нерегулярное снабжение водой, порывы водопровода, неработающие туалеты, отсутствие ремонта, старая мебель и т.п.;
организации учебного процесса – недостаток оборудования, реактивов, спортинвентаря, отсутствие раздевалок и душевых кабинок и т.п.;
низкой энергоэффективности – прохудевшие крыши, старые окна и двери, неэффективные или отсутствующие котельные.
Проблемы носят затяжной характер и не могут быть решены комплексно из-за ограничений бюджета.
Попытки решить данные проблемы с привлечением общественности также были не всегда успешными. В разные периоды времени со стороны государства было разное отношение к деятельности родительских комитетов и существовали запреты на сборы средств для нужд школ. То есть, по состоянию на текущей момент в школах отсутствуют легальные механизмы сбора спонсорской помощи. При этом фактически в каждой школе существует родительский комитет.
До событий 2014 на Украине был накоплен положительный опыт (г. Вознесенск, Николаевская область) по созданию благотворительных фондов школ, которые активно привлекали как спонсорскую помощь от местных предпринимателей, так и активно участвовали в грантовой деятельности (гранты ПРО ООН). Аналогичный опыт есть в Российской Федерации.
Предлагается инициировать создание благотворительных фондов (или благотворительных организаций) на базе родительских комитетов школ.
Подобное решение позволит:
1. Легализовать сборы пожертвований от родителей и обезопасить персонал школ от возможных проверок и обвинений в коррупции.
2. Создать механизм для сбора пожертвований на нужды школ от местного бизнеса.
3. Расширить возможности по привлечению ресурсов на нужды школ и учащихся, а также развитие сотрудников.
4. Создать механизм взаимодействия органов государственной власти ЛНР и местного самоуправления с институтами гражданского общества, действующими в интересах школ.
Стейкхолдеры (заинтересованные лица) в создании школьных фондов:
1. Министерство образования и науки ЛНР. Выгоды – снижение нагрузки на государственный бюджет. Выстраивания взаимодействия между образовательными учреждениями и обществом.
2. Администрации городов и районов ЛНР. Выгоды – снижение нагрузки на государственный бюджет и решение конкретных проблем, находящихся в сфере их компетенций. Устойчивое развитие отдаленных поселков, где школа является основой местного сообщества.
3. Управления образования при администрациях городов и районов ЛНР. Выгоды – стабилизация и налаживание учебного процесса, появление новых возможностей для обучающихся и повышения квалификации персонала школ.
4. Родители учеников. Выгоды – создание комфортных условий для детей, новые возможности, снижение нагрузки на семейный бюджет.
Ожидаемые результаты:
С учетом возвращенных территорий речь идет примерно о 420 родительских комитетах школ (инициативных группах), которые потенциально могут стать зарегистрированными общественными объединениями. Учитывая статистику – треть активных, треть присоединившихся и треть пассивных — можно говорить о прогнозируемом результате в 100-140 зарегистрированных общественных объединений на протяжении 2023 года.
Необходимые шаги:
1. Проведение переговоров с Министром образования и науки ЛНР. Представление проектов типовых уставов. Заручиться поддержкой на проведение консультативно-образовательной программы для директоров школ и активистов родительских комитетов.
2. Проведение переговоров с Главой республики. Презентация идеи. Заручиться поддержкой на проведение встречи с главами администраций городов и районов ЛНР, возможно сразу – и начальниками управлений образования.
3. Проведение кустовым способом под эгидой начальников образования встреч с директорами школ с презентацией идеи и проектов типовых уставов. Возможно – проведение образовательного семинара по развитию институтов гражданского общества.
4. Далее по заявкам директоров школ проведение образовательных семинаров для активистов из родительских комитетов по следующим темам:
развитие гражданского общества и деятельность фондов;
процедура регистрации общественного объединения;
наем персонала в общественном объединении и ведение отчетности.
5. По результатам работы заключение соглашений с Ресурсным центром «Дом НКО», включение общественных объединений в Реестр НКО и программу обучения социальному проектированию.
Результат может быть продублирован на территории ДНР с более высокими показателями, поскольку там примерно в 1,6 раза больше количество жителей.
1. Анализ российского законодательства на предмет создания благотворительных фондов и благотворительных организаций. Подготовка типовых проектов устава (положения) для создания благотворительного фонда или благотворительной организации со сравнительным анализом преимуществ и недостатков каждого.
2. Подготовка образца протокола учредительного собрания и рекомендаций по процедуре регистрации общественного объединения.
3. Разработка программы семинара по развитию гражданского общества и методических материалов к нему.